Обобщение практики рассмотрения судебным участком в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области  уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ,  проведено в соответствии с планом работы судебного участка на второе полугодие 2012 года.

Ситуация с  соблюдением порядка осуществления лесопользования в районе является неблагополучной. Количество незаконных рубок ежегодно увеличивается.

Актуальность обобщения  вызвана растущим количеством лесонарушений.

Настоящее обобщение проведено по уголовным делам, рассмотренным судебным участком в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области  в 2011 и 10 месяцев 2012 годах.

В обобщении используется термин «лесонарушение», под которым понимается преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ.  

По всем изученным  уголовным делам лесонарушения имели место в лесах, составляющих лесной фонд Российской Федерации.  В связи, с чем в обобщении, без приведения дополнительных уточнений, будут рассмотрены вопросы, касающиеся рассмотрения дел о лесонарушениях, совершенных только в лесах лесного фонда РФ.

  1. 1.     Статистические данные.

Всего на обобщение представлено 15 уголовных дел, рассмотренных судебным участком в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области  в 2011- 10 месяцев 20112 годах. Статистические данные рассчитаны из сведений, содержащихся в этих делах.

Результаты рассмотрения  дел  о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ. 

  • Судебный

    район

    Всего

    рассмо-

    трено

    дел (число

    лиц)

    С выне-

    сением

    приговора

    (число лиц)

    С прекращением 

    производства

    (число лиц)

    Основания прекращения дел (дела\

    число лиц)

  • Ст.25 УПК РФ

    Ст.28 УПК РФ

  • 2011

    2012

    2011

     2012

     2011

    2012

    2011

    2011

    2011

    2012

  • 1

    Северный

    9\9

    6\6

    9/9

    6/6

    -

    -

    -

    -

    -

    -

  • Всего

    9/9

    6/6

    9/9

    6/6

    -

    -

    -

    -

    -

    -

Сведения о применении судебным участком особого порядка принятия

судебного решения, предусмотренного главой 40 УПК РФ. 

  • №п/п

    Судебный район 

    2011 год

    2012 год

  • порядок рассмотрения

    порядок рассмотрения

  • общий

    особый

    общий

    особый

  • 1

    Северный

    1

    8

    -

    6

  • Всего:

    1

    8

    -

    6

Таким образом,  по большинству уголовных дел приговоры были постановлены без проведения судебного разбирательства

Сведения о наказаниях, назначенных  осужденным по ст. 260 УК РФ в 2011 и 2012 годах.

  • Вид наказания

    По части 1

    По части 2

    Всего

  • 2011

    2012

    2011

    2012

    2011

    2012

  • Всего осуждено лиц

    9

    5

    -

    1

    9

    6

  • Штраф

    7

    4

    -

    -

    7

    4

  • Обязательные работы

    2

    1

    -

    1

    2

    2

  • Исправительные работы

    -

    -

    -

    -

  • Исправительные работы

    с применением ст. 73 УК РФ

    -

    -

    -

    -

    -

  • Лишение свободы

    -

    -

    -

    -

  • Лишение свободы

    с применением ст. 73 УК РФ

    -

    -

    -

    -

  • Дополнительное наказание

    -

    -

    -

    -

    -

  • Назначение наказания

    с применением ст.64 УК РФ

    -

    -

    -

    -

    -

По представленным на обобщение  делам дополнительное наказание, предусмотренное ст. 260 УК РФ, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не назначалось.

Не назначалось наказание с применением положений ст. 64 УК РФ. Крайне редко судьей назначалось наказание в виде обязательных работ.

Из 15 лиц, осужденных в 2011 году и десять месяцев 2012 года, на момент рассмотрения дела судом 11 осужденных (73,3%) не имели постоянной работы, 4 осужденных (26,6,%) были трудоустроены. 4 осужденных или 26,6%  от общего числа составляли пенсионеры. Все осужденные, ранее судимостей не имели.

2. Правовое регулирование лесопользования в лесах лесного фонда Российской Федерации и ответственности за совершение лесонарушений.

Ст. 260 УК РФ является бланкетной нормой и поэтому правовая оценка действий лиц, привлеченных к уголовной ответственности, невозможна без учета нормативных актов, к которым отсылают диспозиция и примечание  ст. 260 УК РФ.

Такими актами являются законы, иные подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок осуществления лесопользования, а также порядок исчисления ущерба, причиненного лесонарушением.

2.1 Установленный порядок лесопользования.

С 1 января 2007 года вступил в действие Лесной Кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 года.

Кодексом установлены общие правила и основания лесопользования. Согласно ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются  гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено  Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Под лесом понимается экологическая  система и природный ресурс (ст. 5 ЛК РФ). Леса находятся на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, а также охрана, защита и воспроизводство  лесов осуществляется  в соответствии с целевым  назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК).

Категории земель определяются Земельным кодексом РФ и их виды перечислены в ст. 7 данного кодекса.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся  лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения  лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ст. 8 ЛК РФ  -  лесные участки в составе земель  лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются  в соответствии с земельным законодательством.

Лесной кодекс вводит новую классификацию лесов - в зависимости от их целевого назначения: защитные леса, эксплутационные и резервные (ст. 10 ЛК РФ). Лесным кодексом предусмотрен порядок ведения материалов лесоустройства и кадастра, которые должны содержать необходимую для лесопользования информацию о составе, качестве и границах лесов.

Определение категории, состава и качества леса важно для правильного применения методики исчисления ущерба, причиненного лесонарушением.

В соответствии со ст. 23 ЛК РФ земли лесного фонда РФ разделены на лесничества и лесопарки, в границах которых образованы территориальные единицы управления в области  использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, имеющие аналогичные наименования «лесничества», «лесопарки».

Раннее эту деятельность осуществляли лесхозы, находившиеся в подчинении федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 11 и 15 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» право собственности на лесхозы было передано субъектам РФ, а в срок до 1 января 2008 года лесхозы преобразованы в лесничества и лесопарки.

Общие положения об  использовании лесов, в том числе и в целях заготовки древесины, содержатся в  главе   2 ЛК РФ.

Согласно ст. 29 ЛК заготовка древесины осуществляется в эксплутационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено кодексом или федеральным законом. Порядок заготовки древесины устанавливается  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящий момент такой порядок установлен приказом  Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года №184 «Об утверждении правил заготовки древесины».

Вместо предусмотренных ранее лесорубочных и лесных билетов, ордеров как необходимого условия законности рубки Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 года введены новые гражданско-правовые основания возникновения права на лес. А именно, согласно ст. ст. 29 и 30 ЛК РФ, право на заготовку древесины возникает только после заключения договора купли-продажи лесных насаждений (при осуществлении заготовки древесины без предоставления лесного участка) либо после заключения договора аренды лесного участка.

По общему правилу, установленному п.8 ст. 29 ЛК РФ, граждане и юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность по заготовке древесины на основании договоров аренды лесных участков.

В соответствии с п.4 ст. 30 ЛК РФ заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие нового Лесного кодекса РФ, признаются действительными до истечения срока их действия.

С 1 января 2009 года  лес предоставляется в пользование только на основании договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений и на условиях, предусмотренных указанными договорами. 

2.2 Правовое регулирование лесопользования в Оренбургской области.

Как уже было указано выше, лесной фонд является  федеральной собственностью. При этом  Российская Федерация часть своих полномочий по управлению лесным фондом передала  субъектам РФ.

Такие полномочия перечислены в  ст. 83 ЛК. Органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также осуществляют другие полномочия в области лесопользования, в том числе лесной контроль и надзор.

Согласно ч.5 ст. 30 ЛК РФ порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд граждан устанавливаются законами субъектов РФ.

Федеральным законом от 14.03.2009 года №32-ФЗ ст. 29 ЛК РФ дополнена пунктом 8.2, в соответствии с которым в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается  осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров  купли-продажи лесных насаждений.

Для осуществления полномочий в отношении лесного фонда  в Оренбургской области приняты следующие нормативные акты:

- Закон Оренбургской области от 11.03.2008 N 1951/411-IV-ОЗ (ред. от 18.11.2011) "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины и недревесных лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20.02.2008 N 1951),

- Закон Оренбургской области от 10.09.2007 N 1505/313-IV-ОЗ (ред. от 29.07.2010) "Об установлении порядка использования гражданами лесов для собственных нужд на территории Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.08.2007 N 1505),

- Указ Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 N 16-ук (ред. от 09.07.2012) "О министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области" (вместе с "Положением о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области"),

- Закон Оренбургской области от 10.10.2007 N 1619/342-IV-ОЗ (ред. от 30.09.2011) "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27.09.2007 N 1619),

и другие нормативные акты.

В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 г. N 16-ук образовано министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области путем реорганизации министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, выделен из его состава Департамент лесного хозяйства, с передачей ему функции по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений.

В области также образованы 28 лесничеств, которые являются территориальными органами Департамента и организационно ему подчинены.

Лесничества (лесопарк) являются юридическими лицами, действующими на основании типовых положений, утвержденных руководителем Департамента лесного комплекса.

К полномочиям лесничеств, среди прочего, отнесено:

- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений,

- организация использования лесов,

- ведение государственного лесного реестра,

- осуществление  государственного лесного контроля и надзора,

- представление в судебных органах прав и законных интересов Оренбургской области  и департамента по вопросам, отнесенным к компетенции лесничества.

Постановлением правительства Оренбургской области от 20 июня 2011 г. N 473-п утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области, являющихся государственными лесными инспекторами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Оренбургской области

Следует иметь в виду, что должностные лица лесничеств и Департамента уполномочены выявлять и пресекать лесонарушения. Составленные ими по факту лесонарушения документы (протокол о лесонарушении, акты обмеров и др.) могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

2.3 Ответственность за нарушение правил лесопользования.

В ст. 99 ЛК РФ указано, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Согласно ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Административная ответственность за различные виды лесонарушений предусмотрена ст.8.24 - 8.28 КоАП РФ и включает в себя как незаконную рубку, так и иные действия, нарушающие установленный порядок лесопользования.

Уголовная ответственность наступает только за незаконную рубку или повреждение до степени прекращения роста древесной растительности по  ст. 260 УК РФ.

Важным моментом по делам о лесонарушении является правильный расчет ущерба. Здесь следует иметь в виду, что порядок расчета урегулирован нормативными актами, которые подлежат применению по каждому случаю лесонарушения. Порядок расчета стандартен и при равных  условиях должен приводить к одинаковым результатам.    

В настоящий момент порядок расчета ущерба установлен постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»  и  именно к этому нормативному акту отсылает примечание  ст. 260 УК РФ.

Названное постановление вступило в силу с 31 мая 2007 года и отменило действовавшее ранее постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 года №388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации».

Постановление Правительства №273 состоит из 4 приложений. Из них только приложение №4 не имеет отношения к лесонарушениям.

Приложение №1 устанавливает таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, заготовка древесины которых допускается.

Приложение состоит из 2 разделов. В разделе I приведены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям.  Например, согласно п.1 указанного раздела за незаконные рубку или повреждение деревьев хвойных и лиственных пород  ущерб рассчитывается исходя из 50-кратной стоимости древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. 

В разделе II приложения №1 приведены таксы для исчисления ущерба, причиненного деревьям, кустарникам и лианам, не отнесенным к лесным насаждениям. Согласно данного приложения ущерб рассчитывается исходя из 5-кратного размера затрат, связанных с выращиванием дерева или кустарника.

В приложении №2 приводятся таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается.

Приложением №3 определена методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

На этом приложении следует остановиться подробнее, так как именно оно определяет, каким образом и, исходя из каких данных, производится расчет ущерба.

Во-первых, приложением №3 установлены дополнительные к приведенным выше таксы, согласно которым размер ущерба увеличивается:

- в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов (п.9),

- в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов, за исключением особо охраняемых природных территорий, (п.9),

- в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях (п.9),

- в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации,

- в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород в декабре или январе (п.10).

Во-вторых, пунктами 5-7 приложения №3 определяется порядок установления стоимости древесины по ставкам платы.

Так, в случае, если  в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в ст. 81-84 ЛК в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.

Согласно приведенным положениям методики  ставка платы определяется собственником леса.

В собственности Оренбургской области лесов нет. Леса, находящиеся в управлении министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и его территориальных органов, являются федеральной собственностью. Поэтому при совершении на территории области лесонарушений для исчисления вреда применяются ставки, установленные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Постановление Правительства №310 действует с 12 июня 2007 года.

Возвращаясь к приложению №3 постановления Правительства №273, следует добавить, что при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Пунктом 8  приложения установлено, что размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

Например, в соответствии с п.5-6 приложения №3 постановления Правительства № 273 для исчисления размера ущерба, причиненного лесонарушением, следует применять предусмотренную постановлением Правительства №310  ставку  платы за единицу  объема сосны в 1 кубический метр в сумме  171 рубль 76 копейки.

Таким образом, на примере уголовного дела № 1-13/2012 по обвинению Медведева С.Л. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УК РФ видно, в случае незаконной рубки деревьев породы сосна в объеме 0,192 куб.м., совершенной в защитных  лесах в декабре - январе месяце, расчет ущерба будет выглядеть следующим образом:

0,192 (куб.м) х  171,76 х 50 х 2 х 2 = 6596 рублей 00 копеек

Где указаны:

- 0,192 куб.м. - это объем незаконно срубленной древесины,

-  171,76 – ставка платы за единицу объема древесины,

- 50-кратная стоимость древесины, установленная п.1 раздела  I приложения №1 постановления Правительства №273,

- 2-кратное увеличение ущерба за совершение лесонарушения в защитных лесах, установленное п.9 приложения №3 постановления Правительства №273,

- 2-кратное увеличение ущерба за незаконную рубку  деревьев хвойных пород в декабре месяце, установленное п. 10 приложения №3 постановления Правительства №273.

Согласно действующему постановлению Правительства № 273 для расчета ущерба применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленные постановлением Правительства РФ №310.

Стоимость незаконно срубленной (поврежденной) древесины исчисляется по тем ставкам платы, которые действовали на момент совершения лесонарушения независимо от их повышения или понижения в будущем.

Достаточно сложным является расчет объема незаконно срубленных (поврежденных) лесных насаждений и он может быть выполнен только специалистами лесничеств, поскольку они обладают для этого специальными познаниями в области лесопользования, а так же  материалами лесоустройства, специальными справочниками и таблицами, с использованием которых производится такой расчет. 

3. Обстоятельства, подлежащие установлению, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ, и особенности их юридической оценки.  

3.1 Место совершения преступления.

В соответствии со ст. 73 УПК РФ место совершения преступления является обстоятельством, подлежащим доказыванию.

При описании места совершения лесонарушения необходимо указывать не только географические данные о его расположении в границах какой-то территории, но и максимально детализировать  характеристику леса как природного объекта определенной категории и принадлежности, так как это имеет существенное значение  для правильного исчисления размера причиненного вреда.

Данное требование не всегда соблюдается. По делам встречались случаи, когда место совершения преступления было описано без указания категории леса.

В качестве примеров можно привести следующие способы описания места лесонарушения:

- квартал №41 выдела №5 лесов Секретарского участкового лесничества ГУ «Северное лесничество» Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области,

- квартал  №64 выдела № 10,  лесов   Русско-Кандызского   участкового лесничества ГБУ «Северное лесничество» Министерства  лесного и охотничьего  Оренбургской области

3.2 Предмет преступления.

В соответствии с диспозицией ст. 260 УК РФ предметом преступления является древесная растительность, разделенная на две группы:

1. лесные насаждения,

2. деревья и кустарники, не отнесенные к лесным насаждениям.

В соответствии с  ч.1 ст. 16  ЛК РФ  под лесными насаждениями понимаются деревья и кустарники, произрастающие  в лесах.

Не относятся к лесным насаждениям:

- насаждения городов (парки, аллеи, отдельно высаженные деревья), созданные согласно правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15.12.1999 г. №153),

- многолетние насаждения (сады, виноградники и другие) в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, лесные насаждения и деревья (кустарники), не отнесенные к лесным насаждениям, как предметы преступления не тождественны между собой. В зависимости от группы древесной растительности, составляющей предмет преступного посягательства, различаются методики исчисления ущерба.

Как показывает изучение уголовных дел, при их расследовании не учитываются различия между лесными насаждениями и древесной растительностью, не отнесенной к лесным насаждениям. Ошибки, связанные с неверным определением предмета преступления, которые допускают следователи и дознаватели, во время судебного разбирательства не устраняются и переносятся в приговоры.

Так, в судебных решениях встречаются случаи, когда осужденные признаются виновными в незаконной рубке сразу обеих групп древесной растительности, в то время как лесонарушения имели место на землях лесного фонда РФ. Во всех  судебных решениях при квалификации действий по ст. 260 УК РФ указывается о незаконной рубке деревьев и причинении преступлением вреда – министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.

Представляется, что правильно будет правильным, если в решениях судьи будет  указано о причинении вреда  лесному фонду Российской Федерации.

Действительно, лесонарушения по всем представленным на обобщение делам были  совершены в лесах, составляющих лесной фонд Российской Федерации, и направлены против установленного в этих лесах порядка лесопользования.

Иные приведенные формулировки не отражают в полной мере особенности лесонарушения. Лесничества являются органами по управлению лесом и в результате лесонарушения никаких убытков не несут.

Предметом лесонарушения на территории земель лесного фонда РФ  являются  лесные насаждения.

3.3 Объективная сторона преступления и способы его совершения.

В диспозиции ст. 260 УК РФ предусмотрено два способа совершения преступления:

  1. незаконная рубка,
  2. незаконное повреждение до степени прекращения роста.

Рубкой лесных насаждений, а соответственно и иной древесной растительности является процесс их спиливания, срубания и срезания. 

Повреждением является иное воздействие, в результате которого прекращается рост древесной растительности, то есть дерево или куст погибают.

Не всегда различаются особенности каждого из способов совершения лесонарушения.

Так, по приговору мирового судьи  Соболев М.И. осужден по ч.1 ст. 260 УК  РФ за совершение незаконной рубки и  повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений и не отнесенных к ним деревьев, кустарников и лиан (дело №1-55\12).

Между тем по обстоятельствам уголовного дела Соболев М.И. незаконно срубил несколько деревьев  дуба, являющихся лесными насаждениями, и иных противоправных действий не совершал.

Рубка лесных насаждений признается незаконной при  отсутствии у подсудимых разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление лесопользования. Такими документами являются договор аренды или купли-продажи лесных  насаждений (ранее лесной билет, ордер).

К отсутствию разрешительных документов приравнивается  рубка лесных насаждений с нарушением условий, указанных в этих документах, или рубка по истечении срока действия ранее выданного разрешительного документа.

Лесопользование носит разрешительный характер, строго регламентировано в целях упорядочивания лесных отношений и сохранения благоприятной экологической среды. Поэтому нарушение порядка лесопользования  наносит вред охраняемым законом отношениям в области экологии и при наличии соответствующего ущерба должно квалифицироваться как преступление.

Состав преступления, предусмотренный ст. 260 УК РФ, является материальным, то есть считается оконченным с момента наступления общественно-опасных последствий. Последствием совершения лесонарушения  является причинение  ущерба лесному фонду РФ.

Квалифицируя лесонарушение как оконченное преступление, судья правильно исходил из суммы причиненного противоправными действиями ущерба.  

3.4 Установление размера ущерба.

Как показало изучение уголовных дел, для сотрудников правоохранительных органов, работников прокуратуры наибольшую сложность представляют вопросы, касающиеся расчета ущерба, причиненного лесонарушением.

В связи с этим следует обратить внимание на необходимость тщательной проверки расчета ущерба, причиненного лесонарушением. Одной ссылки в судебном решении на справку лесничества для вывода о том, что ущерб рассчитан правильно, недостаточно.

Обоснованность размера ущерба  должна оцениваться с точки зрения его соответствия методике расчета с приведением в описательно-мотивировочной части судебного решения   соответствующих ссылок на постановление Правительства РФ №273.

4. Практика назначения судами наказания за совершение лесонарушений.

Санкции частей 1,2 ст. 260 УК РФ являются альтернативными и предусматривают следующие виды основных наказаний: штраф, обязательные работы, исправительные работы и лишение свободы.

По ч.1 ст. 260 УК РФ судья наиболее часто назначала наказание в виде штрафа. По ч.2 ст. 260 УК РФ в основном назначается наказание в виде обязательных работ.

По всем делам наказание осужденным было назначено в пределах санкций соответствующих  частей ст. 260 УК РФ. Судьей учитываются обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и 63 УК РФ.

В п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года №14 подчеркивается необходимость соблюдения принципа индивидуализации наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений. Следует тщательно выяснять и учитывать всю  совокупность обстоятельств дела, и, прежде всего характер допущенных нарушений и данных о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.

5. Соблюдение уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел по ст. 260 УК РФ.

5.1 Соблюдение требований о  подсудности уголовных дел.

До 10 августа 2008 года в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о всех преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ,  находились в подсудности мировых судей.  

Федеральным законом  от 22.07.2008 года №145-ФЗ, вступившим в силу 10 августа 2008 года, санкция части 3 ст. 260 УК РФ была усилена путем увеличения  максимального срока наказания в виде лишения свободы до 6 лет. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.3 ст. 260 УК РФ, перешли в подсудность районных (городских) судов.

Нарушений правил подсудности судебным участком допущено не было.

5.2 Принятие решений о судьбе орудий преступления.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 81 УПК РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы, которые служили орудиями преступления. Согласно п.1 ч.3 ст. 81 УПК РФ орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются.

Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 под орудиями преступления при совершении  лесонарушений следует понимать:

  1. предметы, с помощью которых совершается порубка деревьев,
  2. использовавшиеся в ходе преступления транспортные средства.

Указанные вещественные доказательства, принадлежащие виновным, могут быть конфискованы  в случае  умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления.

В отношении первой группы указанных вещественных доказательств  понимается, что орудиями преступления, с помощью которых совершается рубка деревьев, являются бензопилы, топоры, валочные вилки, ножовки.

Пунктом 1 ч.3 ст. 81 УПК РФ допускается уничтожение орудия преступления, но принятие такого решения в отношении бензопил вызывает сомнение в своей обоснованности.

Однако, в большинстве случаев орудия преступления принадлежали не осужденным, а другим лицам, при принятии решения судья руководствовалась п. 6 ч.3 ст. 81 УПК РФ, то есть передавала инструменты их законным владельцам.

По приговору  мирового судьи (дело №1-82\12)  Данилов П.Ф. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 260 УК РФ. Вещественное доказательство – бензопилу  «STIHL» № 249076441    – постановлено возвратить владельцу Данилову Н.Ф.

Изучение дел показало, что на судебном участке осуществляется надлежащий  контроль за исполнением решений о судьбе  вещественных доказательств.

5.3 Практика принятия процессуальных решений в отношении

вещественных доказательств (незаконно срубленной древесины).

Согласно п.2 ч.1 ст. 81 УПК РФ предметы, на которые были направлены преступные действия, признаются вещественными доказательствами.

По делам о лесонарушениях такими предметами являются деревья и кустарники. Собственником деревьев и кустарников, произрастающих в лесах лесного фонда, является Российская Федерация.

В соответствии с п.4 ч.3 ст. 81 УПК РФ имущество, полученное в результате совершения преступления, подлежит возвращению законному владельцу.

По всем представленным на обобщение  делам незаконно срубленная древесина являлась государственной собственностью.

По уголовным делам срубленные деревья или произведенные из них лесоматериалы в случае обнаружения изымались и признавались вещественными доказательствами.

Однако после изъятия данных вещественных доказательств в отношении них  следователи и дознаватели органов внутренних принимали  решение о возложении хранения древесины на лесничества.

Очевидно, что ОВД не имеют условий для осуществления надлежащего хранения данных вещественных доказательств. Таких условий не имеют и лесничества, кроме этого хранение вещественных доказательств не входит в их компетенцию.    

Организация надлежащего хранения незаконно срубленной древесины представляет немалую сложность.

В этой связи следует иметь виду, что порядок хранения и реализации вещественных доказательств до вынесения  судебного решения по делу предусмотрен постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 года №620 «Об утверждении положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела  или при уголовном деле затруднительно» (в редакции постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года №219)  и он может применяться в отношении незаконно срубленной древесины.  

В п. 4 названного постановления прямо предусмотрена обязанность  органа, изъявшего вещественное доказательство, принять меры, необходимые для обеспечения сохранения свойств и признаков вещественного доказательства.

Только при наличии возможности обеспечить надлежащие условия, хранение может осуществляться органом, принявшим решение об изъятии вещественного доказательства. В иных случаях данному органу предоставлено право осуществлять любые законные  действия в отношении вещественного доказательства до вступления в законную силу решения по уголовному делу.

В соответствии с подпунктами  «б» и «в»  п.2 постановления такими действиями могут быть передача вещественного доказательства на хранение Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (Росимущество) либо юридическим (физическим) лицам, которые в состоянии  обеспечить  необходимые условия хранения вещественного доказательства.

Пунктом 7  постановления предусмотрен порядок осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом реализации вещественного доказательства.

Однако процедура хранения и реализации вещественных доказательств, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, органами предварительного следствия и дознания не применяется.

В представленных на изучение уголовных делах нет сведений о взаимодействии органов предварительного следствия и дознания  с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области по вопросам осуществления хранения и реализации вещественных доказательств.

В отношении незаконно срубленной древесины принимались следующие решения:

- о передаче лесхозам (лесничествам),

Так, при постановлении приговора по уголовному делу №1-28\12 по обвинению Богдалова Р.Г. мировой судья принял решение  - 47 бревен древесины дуба, 22 деревянных спила    вернуть ГУ «Северное лесничество».

В отношении незаконно срубленной древесины единственно верным и соответствующим  п. 4 ч.3 ст. 81 УПК РФ является решение об обращении данного вещественного доказательства в доход государства.

5.4  Практика рассмотрения судами гражданских исков.

Как правило, гражданские иски по делам о лесонарушениях предъявлялись лесничествами, значительно реже - прокурорами.

Лесничества (лесопарки), а также Департамент лесного комплекса Оренбургской области, как государственные органы, осуществляющие контроль за лесопользованием, уполномочены представлять интересы государства в судах и поэтому они обоснованно привлекаются к участию в деле в качестве гражданских истцов.

Вместе с тем суды не всегда учитывали, что указанные учреждения  в уголовных делах представляют не собственные интересы, а интересы государства, поэтому взыскание ущерба необоснованно производилось в пользу лесничеств (Департамента лесного комплекса).

Ошибочными являются и решения судов  о взыскании ущерба в доход федерального бюджета.

При разрешении гражданского иска по делам о лесонарушениях необходимо  исходить из следующих обстоятельств:

1. Возмещение ущерба, причиненного преступлением, предусмотренным ст. 260 УК РФ, урегулировано ст. 1064 ГК РФ и ст. 100 Лесного кодекса РФ.

2. Из содержания ч.1 ст. 8 ЛК РФ следует, что древесина, незаконно срубленная в лесах лесного фонда, является федеральной собственностью.

3. В соответствии с ч.6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы   по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

4.  Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

Таким образом, взыскание ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации, надлежит производить в бюджеты муниципальных районов и  городских округов по месту причинения вреда.    

Размеры исков по делам о лесонарушениях  соответствуют ущербу, указанному в предъявленном обвинении.

5.5 Профилактическая  работа по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ.

На основании ч.2 ст. 158 УПК РФ следователями и дознавателями внесено 15 представлений по устранению обстоятельств, способствовавших совершению незаконных рубок, и других нарушений закона.

Большая часть представлений адресована главам сельских администраций. Как правило, в них обращается внимание на недостаточную, по мнению авторов представлений, работу по профилактике лесонарушений.

Частью 4 ст. 29 УПК РФ судам также предоставлено право путем вынесения частных постановлений реагировать на установленные в судебном заседании факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.

Исп. помощник судьи: Н.А.Баймурзаева

24.10.2012 г.