В соответствии с ч.2 ст. 63 «Основ  законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья» граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей  до 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и в поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семьи имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением  в соответствии с действующим законодательством.

         Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие  организации здравоохранения.

          Согласно  ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», меры социальной поддержки медицинских  работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются их органами государственной власти, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

          Конституционный суд РФ пришел к выводу, что закрепленное  в пункте  50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 РФ правовое регулирование - во взаимосвязи  с положениями преамбулы и статьи 153- не предполагает отмену права  на льготы по оплате  жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления  при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

При этом требование статьи 6  Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.

Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона   от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Установленное пунктом 50  статьи 35   Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63   Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно  определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 149-О-П  изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

         В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 года № 1772\301-111-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих  в сельской местности на территории Оренбургской области», принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 года установлена в качестве меры социальной поддержки выплата ежемесячной  денежной компенсации за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере 155 рублей в месяц, право на получение ее имеют  работники областных государственных учреждений - врачи, провизоры, средний  медицинский и фармацевтический персонал. Расходы на выплату компенсации производятся за счет областного бюджета, назначение и выплата компенсации осуществляется по месту работы  работника. ( статьи 2-4 Закона).

Решением  Совета депутатов Северного района Оренбургской области №76 -РС от 29.11.2006 года  установлена выплата ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере 155 рублей в месяц, в том числе квалифицированным работникам муниципальных учреждений - врачам, среднему медицинскому персоналу.

Размер ежемесячной компенсации в сумме 155 рублей, выплачиваемой врачам, провизорам, среднему  медицинскому и фармацевтическому персоналу  не значителен и не компенсирует  фактические расходы указанной категорий граждан  на оплату  отопления и освещения  и нарушает их права.

Согласно же вышеназванным определениям Конституционного Суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, изменение правового  регулирование не предполагает лишение медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения, работающего и проживающего в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63   Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

За 9 месяцев 2012 года на судебный участок мирового судьи в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области поступило 192 исковых заявления от медицинских работников к администрации района о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг на общую сумму более 5 000 000 рублей. Из них 115 заявлений поступило  непосредственно от медицинских работников. Все заявления удовлетворены на общую сумму 2992246 рублей. 77 исковых заявлений были поданы прокурором Северного района в интересах медицинских работников. Все иски удовлетворены на сумму 1952338 рублей. В общей сложности судом взыскано с администрации района в пользу медицинских работников 4944584 рубля.

В качестве примера можно рассмотреть гражданское дело №2-124/12 по иску прокурора Северного района Оренбургской области в интересах       Габидуллиной  Завгарии  Закиевны     к администрации  муниципального образования «Северный район» Оренбургской  области  о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг. В своем заявлении прокурор указывает, что истец, имея медицинское образование, с 01.07.1073 года и по 19.09.2011 года  работала   в МБУЗ «Северная ЦРБ» в должности  медицинской сестры.

         За период с 01.02.2009 года  по 01.02.2012 года МУЗ «Северная ЦРБ» в счет оплаты за отопление и освещение выплатила истцу 4650 рублей  из расчета 155 рублей в месяц за 30 месяцев.

         Фактически истец уплатил за отопление и освещение  39765,72  рублей.

         В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил взыскать в пользу истца 29000 руб. 50 коп., ссылаясь на основания, указанные в исковом заявлении при этом уточнив, что заявлены суммы ко взысканию за период с марта 2009 года  по сентябрь 2011 года.

Выслушав доводы участников процесса, суд удовлетворил требования истца в уточненных размерах.

В большинстве случаев ответчик в лице администрации района признавали заявленные истцами требования.

5.10.2012

Исп. помощник судьи: Н.А. Баймурзаева