При рассмотрении указанной категории дел судьям необходимо руководствоваться положениями ст. 20.25 КоАП РФ, общими процессуальными и материальными требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», обзорами судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с положениями ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения заключается в неуплате административного штрафа в срок, установленный ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа.

Субъектами административного правонарушения являются как физические, так и юридические лица, ранее подвергнутые наказанию в виде административного штрафа. При этом следует учитывать, что к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа либо уполномоченные лица коллегиальных органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа; по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, - судебные приставы-исполнители (п.п. 5, 12 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ).

В соответствии с требованиями ч.1 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дел названной категории отнесено к исключительной судебной подведомственности (компетенции мировых судей).

Согласно статистическим данным мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области за первый квартал 2021 года рассмотрено 83 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ (в отношении физических лиц – 82 дела, юридических лиц – 1 дело).

Дела указанной категории рассматриваются мировыми судьями по месту совершения административного правонарушения (ч.1 ст.29.5 КоАП РФ).

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ, на что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Следует обращать внимание на то, что в силу ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ иностранным гражданином является место жительства либо место пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, то есть адрес, где постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие иностранные граждане зарегистрированы либо состоят на учете, местом совершения правонарушения юридическим лицом является юридический адрес места нахождения юридического лица, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)).

За указанный период мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области нарушения правил подведомственности (подсудности) допущены не были.

Мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области за первый квартал 2021 года по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ назначено наказание:

- в виде административного штрафа по 42 делам;

- в виде административного ареста по 1 делу;

- в виде обязательных работ по 32 делам.

Общая сумма назначенных административных штрафов составила – 45000 руб., всего уплачено добровольно 11000 рублей и взыскано в порядке принудительного исполнения – 9600 рублей.

Возвращение протоколов об административных правонарушениях

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, содержащей общие требования к содержанию протокола, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ и приложенные к нему материалы должны содержать следующие сведения:

- дату постановления о назначении наказания в виде административного штрафа и размер штрафа (копия постановления должна быть надлежащим образом заверена и содержать отметку о вступлении в законную силу).

- дату вручения или получения копии постановления либо возвращения почтового отправления с копией постановления о назначении административного штрафа, с приложением подтверждающих документов о времени и месте составления протокола, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в качестве наказания по которому назначен административный штраф;

- дату вступления в законную силу постановления о назначении наказания в виде административного штрафа;

- дату истечения срока рассрочки или отсрочки уплаты административного штрафа (в случае предоставления) с приложением копии определения;

- подтверждающие факт неуплаты административного штрафа в добровольном порядке, с приложением необходимых документов (справки, выписки из баз данных и т.д.);

- о месте совершения правонарушения, то есть месте жительства физического лица, месте проживания или пребывания постоянно либо временно иностранного гражданина, месте нахождения юридического лица в соответствии с данными ЕГРЮЛ;

- реквизиты для уплаты административного штрафа.

- документы, подтверждающие, что лицо, в отношении которого составлен протокол, надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, в случае, если протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производству по делу.

В каждом конкретном случае в зависимости от того, существенным или нет является недостаток протокола, судьей решается вопрос о принятии или возвращении его, на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ должностному лицу (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Мировым судьей за указанный период времени было возвращено 4 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП: по 2 протоколам в  связи с тем, что на момент передачи протокола  в суд для рассмотрения срок привлечения лица к административной ответственности, истек; по 2 протоколам – ввиду неправильного составления протокола об административном правонарушении (отсутствует место совершения правонарушения).

Практика назначения наказания в виде административного ареста

Согласно требованиям ч.3 ст.25.1 КоАП РФ, дела рассматриваемой категории - влекущие наказание в виде административного ареста и обязательных работ, должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При назначении наказание в виде административного ареста, мировому судье необходимо установить обстоятельства, указанные в ч.2 ст.3.9 КоАП РФ, препятствующие назначению данного вида административного наказания и отразить их в постановлении по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 3 ст. 32.8 КоАП РФ срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. В соответствии с ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

С учетом приведенных норм в резолютивной части следует указывать на исчисление срока административного ареста с момента задержания или с момента вынесения постановления, если мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного ареста не применялась.

Мировым судьей за 1 квартал 2021 года  было вынесено наказание в виде административного ареста по 1 делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Основанием такого наказания служило отсутствие обстоятельств, препятствующих  назначению наказания в виде ареста,  состояние здоровья, материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, повторность.

Практика назначения наказания в виде обязательных работ

При назначении наказания в виде обязательных работ следует учитывать требования ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ, согласно которым дела влекущие наказание в виде обязательных работ, должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При определении срока обязательных работ следует учитывать как санкцию ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой обязательные работы назначаются на срок до 50-ти часов, так и требования ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ, которая предусматривает, что обязательные работы не могут быть назначены на срок менее 20-ти часов.

Мировым судьей за 1 квартал 2021 года  было вынесено наказание в виде обязательных работ по 32 делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Основанием такого наказания служило отсутствие обстоятельств, препятствующих  назначению наказания в виде обязательных работ,  состояние здоровья, материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, повторность.

Практика прекращения производства по делу об административном правонарушении

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

5.1) совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

За 1 квартал 2021 года мировым судьей было прекращено  производством 4 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

По 2 протоколам производство по делу прекращено в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. ст. 24.5 КоАП РФ,  за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

По 2 протоколам производство по делу прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Исполнитель: помощник мирового судьи

Отдатчикова Е.Д.

01.06.2021 года