В соответствии с запросом Оренбургского областного суда №07-34/807 от 18 сентября 2023 года проведено обобщение судебной практики по возврату протоколов по делам об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Согласно пп.2, 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела

Материалы дела должны отвечать критериям достоверности и полноты доказательств.

В соответствии с законодательством Российской Федерации поводами к возбуждению дела об административном правонарушении может быть любая информация, которая содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Информация, содержащая данные, указывающая на наличие события административного правонарушения, как и любые обращения, могут быть получены по телефону, аппарату факсимильной связи, на личном приеме, по электронной почте, в сети "Интернет" и т.д., оформляются в соответствии с делопроизводством, принятым в органах, в чью компетенцию входит проверка содержащейся в обращении информации.

Необходимо учитывать, что не любое сообщение, информация содержит достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Само по себе обращение, письмо, устная информация и т.д. могут не содержать в себе такие достаточные данные для определения их в качестве поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.

Достаточность и достоверность доказательств влияют на срок составления протокола.

Требования к форме и содержанию процессуального документа - объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей содержатся в статье 26.3 КоАП РФ. При получении объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей уполномоченному необходимо учитывать следующие положения: Разъяснение прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, свидетеля подтверждается их собственноручной подписью.

При составлении протокола важно помнить, что протокол, составленный за пределами срока давности, не имеет юридической силы.

Сроки давности привлечения к административной ответственности указаны в статье 4.5 КоАП РФ.

По общему правилу, такой срок составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. После истечения данного срока, постановление по делу с назначением наказания вынесено быть не может, а дело подлежит прекращению на основании статьи 24.5 КоАП РФ.

В статье 4.5 КоАП РФ предусмотрены и более длительные сроки для отдельных видов правонарушений. Например, 3 месяца по делам, рассматриваемым судьями, за правонарушения, влекущие дисквалификацию - 1 год со дня совершения и т.д.

В некоторых случаях составление протокола об административном правонарушении неправомерно.

К таким случаям относятся следующие:

- составление протокола неуполномоченным лицом;

- несоответствие предмета проверки;

- несоблюдение процедуры привлечения к ответственности.

На судебный участок мирового судьи в административно- территориальных границах всего Северного района Оренбургской области за период 9 месяцев 2023 года поступило 652 дела об административных правонарушениях, из которых рассмотрено 610 дел.

На основании п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ за вышеуказанный период мировым судьей было вынесено 17 определений о возврате протоколов по делам об административных правонарушениях, что составляет - 2,8% из общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях.

Причинами, по которым протоколы об административных правонарушениях возвращались, послужили:

- Истечение срока давности привлечения к административной ответственности - по 8 протоколам. Так протоколы об административных правонарушениях были составлены до истечения сроков данности привлечения к административной ответственности. Однако, на момент поступления мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Северного района Оренбургской области протокола об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности истек.

- Неполнота представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении административного протокола в суде - по 3 протоколам.

- Неправильное составление протоколов об административных правонарушениях - по 3 протоколам.

- Без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, в нарушение ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, которая предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным – по 3 протоколам.

Кроме того, на судебном участке мирового судьи в административно- территориальных границах всего Северного района Оренбургской области имелись 2 случая неоднократного возвращения протоколов об административных правонарушениях по причине не устранения недостатков, изложенных в первоначальном определении мирового судьи о возврате.