Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности ст. 32.2 КоАП РФ, регулирующей порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа. С соответствующим запросом обратился Верховный Суд РФ, по мнению которого эта норма противоречит Конституции РФ, поскольку ни в ней, ни в других нормах КоАП РФ не установлена обязанность выплаты компенсации за необоснованное изъятие у юридического или физического лица денежных средств в результате незаконного применения административного штрафа, в то время как налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах предусматривают выплату такой компенсации в размере, исчисленном исходя из ставки рефинансирования Банка России. Поводом для обращения послужило находящееся в производстве ВС РФ дело по иску ОАО "РЖД" к ФАС России о взыскании убытков, причиненных наложением административного штрафа, который впоследствии был признан незаконным. Сумма штрафа была возвращена обществу, однако оно сочло, что имеет также право на возмещение убытков в виде упущенной выгоды за период, когда денежные средства находились в распоряжении государства. Размер упущенной выгоды общество рассчитало по правилам о процентах за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ). В результате рассмотрения обращения КС РФ пришел к выводу, что отсутствие в КоАП РФ положений, касающихся возмещения вреда, причиненного незаконным применением административного наказания, в том числе административного штрафа, не лишает заинтересованное лицо возможности добиваться такого возмещения в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Прямого ответа на вопрос о допустимости применения в подобных случаях ст. 395 ГК РФ рассматриваемое определение не содержит. Однако КС РФ не называет эту норму в числе положений, имеющих, по его мнению, универсальное значение для случаев возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, КС РФ отметил, что решение вопроса о распространении на законодательное регулирование административного штрафа как вида административного наказания компенсационных правил, известных налоговому законодательству и законодательству о пенсионных и страховых взносах, не относится к его полномочиям, а образует компетенцию федерального законодателя. В связи с указанными соображениями КС РФ признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Таким образом, позиция КС РФ заключается, видимо, в том, что ст. 395 ГК РФ не применяется непосредственно в качестве меры ответственности за незаконное наложение административного штрафа. Истец вправе в подобных случаях взыскать убытки, однако должен для этого доказать факт их причинения и размер, как того требует гражданское законодательство. ОАО "РЖД" при рассмотрении его иска не представило доказательств причинения ему упущенной выгоды, а также не обосновало, почему размер таких убытков должен определяться именно по правилам ст. 395 ГК РФ.