притом что компания виновника аварии лишилась лицензии. Коллегия разъяснила, поможет ли водителю в такой ситуации своя страховая или же добиваться выплаты придется самостоятельно, обратившись в профессиональное объединение страховщиков.
К кому идти за выплатой
Накануне нового года, 31 декабря 2015 года, в Казани произошло ДТП: "Шкода Октавия", принадлежащая Антону Мухаммедову*, столкнулась с машиной "Шевроле Авео" Алексея Быкова*. Виновным признали Быкова. Пострадавшая "Шкода" была застрахована по ОСАГО в СК "Мегарусс-Д", а "Шевроле" – в СК "Оранта". Когда дело дошло до взыскания ущерба, выяснилось, что у последней страховой в апреле 2015 года отозвали лицензию.
Мухаммедов в феврале 2016 года обратился к независимому оценщику, чтобы определить стоимость ремонта машины: там ему насчитали более 208 000 руб. Заявление о наступлении страхового случая и выплате возмещения он направил в свою страховую компанию. Сразу деньги в компании не выплатили. Вместо этого у владельца "Шкоды" запросили дополнительные документы. Он передал страховой нужные бумаги и претензию, а в июне претензию пришлось направить повторно, но и к этому моменту компания деньги не заплатила.
Поскольку направление страховой претензий было безрезультатным, Мухаммедов обратился в суд. Он потребовал взыскать со страховой компании в его пользу страховое возмещение и судрасходы.
В первой инстанции иск частично удовлетворили. Советский районный суд Казани постановил взыскать со страховой убытки – 208 665,99 руб., 10 000 руб., потраченные на оценщика, 1500 руб. расходов на эвакуацию автомобиля, 1000 руб. морального вреда, штраф за неудовлетворение требований добровольно – 30 000 руб. и еще 12 000 руб. судрасходов; в общей сложности около 263 000 руб.
Руководствуясь законом об ОСАГО, райсуд заключил, что в случае, когда страховая компания виновника ДТП осталась без лицензии, вторая страховая обязана выплатить потерпевшему деньги в счет прямого возмещения убытков, а потом самостоятельно потребовать компенсацию выплаченной суммы от Российского союза Автостраховщиков (РСА).
Однако в апелляции такую позицию первой инстанции не поддержали, отказались удовлетворить требования заявителя и решили, что автовладелец должен сам обратиться с иском к страховому профобъединению (дело № 33-20111/2016 ). Каков должен быть алгоритм действий в подобной ситуации, пришлось разбираться Верховному суду, куда и направил кассационную жалобу владелец пострадавшего в ДТП автомобиля.
Верховный суд отправил к страховщику
Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Сергея Асташова его поддержала. Если страховку по ОСАГО не получается выплатить, то водителю положены компенсационные выплаты, напомнил ВС в определении по делу. Такие выплаты производит профессиональное объединение страховщиков в случае, если у страховой отозвали лицензию или она объявлена банкротом. Иск о компенсационной выплате можно предъявить в течение трех лет.
Когда речь идет об отношениях между профобединением страховщиков и страховой компанией, действуют те же правила, которые касаются отношений между двумя страховыми, напомнил ВС.
"В случае отзыва у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность причинителя вреда, лицензии на осуществление страховой деятельности, за компенсационной выплатой к профессиональному объединению страховщиков вправе обратиться страховщик, застраховавший гражданскую ответственность потерпевшего и осуществивший ему прямое возмещение убытков", – сказано в определении. Апелляция этого не учла. В итоге ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (дело пока не рассмотрено – ред.).
Алгоритм действий потерпевшего при аналогичных обстоятельствах должен быть именно такой, как предлагает ВС, подтверждает Максим Петров, руководитель аналитического отдела, Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья»: "Надо обращаться к своему страховщику в порядке, установленном правилами страхования ОСАГО: справка ГИБДД или европолтокол, оценка, иные расходы либо натуральное возмещение. При этом все должно делаться через своего страховщика. А страховщик, в свою очередь, компенсирует потраченное через профобъединение. Самому же водителю обращаться в профобъединение не нужно".
По ОСАГО в регионах до суда доходят практически 100% спорных дел, говорит Петров, и решаются они в подавляющем большинстве в пользу заявителя, если нет каких-то обстоятельств, которые его дискредитируют: несоответствия в доказательствах, не предъявил машину, переуступил требование, а сам скрывается, либо доказательства не отвечают критериям относимости и допустимости, сроки пропущены.
источник: Право.ру